В Совете Федерации рассмотрели меры поддержки цифровой трансформации ЖКХ
Компания «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») на основе опыта реализованных проектов представила собственный подход к цифровой трансформации ресурсоснабжения на заседании секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Генеральный директор РИР Ксения Сухотина выступила с докладом «Перспективы цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства». В нём был представлен проект постановления Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в нормативную базу для создания возможности включения в тариф расходов регулируемых организаций на цифровизацию объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Проект разработан рабочей группой Минстроя России по реализации ведомственного проекта «Умный город» при участии РИР. Таким образом будут созданы экономические стимулы для привлечения инвестиций на цифровизацию ЖКХ.
Ксения Сухотина рассказала, как развивается цифровизация в ЖКХ, какие есть эффекты и точки роста, как сделать так, чтобы предприятия смогли позволить себе цифровые решения. На сегодняшний день эта сфера все еще одна из самых консервативных отраслей экономики. Уровень цифровизации остается низким, и даже там, где программные решения внедряются, есть целый комплекс существенных проблем. В их числе – несоответствие уровня отраслевых цифровых систем современным запросам по эффективному управлению объектами ЖКХ.
Одной из сложностей является зависимость от иностранного программного обеспечения. Еще одна проблема – нехватка финансирования мероприятий по цифровизации.
«Ключевыми целями внедрения цифровых технологий на предприятиях энергетики и ЖКХ является сокращение расходов, потерь, операционных издержек, улучшение качества обслуживания абонентов. Так, например, в результате внедрения программного комплекса «Цифровой водоканал» на предприятии водоснабжения в Глазове Удмуртской Республики в пилотной зоне потери в сетях снизились на 11%, потребление электроэнергии сократилось до 20%, производительность труда контролеров в целом выросла до 60%. В других наших проектах комплексной цифровизации РСО удалось сократить аварийность и снизить стоимость ремонтных работ до 4%, а также обеспечить рост выручки до 5%», – отмечает Ксения Сухотина.
В то же время одним из главных вопросов остается сохранение средств, сэкономленных РСО в том числе в результате внедрения цифровых решений, на балансе предприятий. Они могут быть направлены на дальнейшую цифровизацию, но в тарифной политике регулятор обычно сокращает тариф пропорционально сокращенным расходам. В то же время одним из главных вопросов остается сохранение экономии РСО, в том числе возникшей в результате внедрения цифровых решений. Она может быть направлена на дальнейшую цифровизацию, но в тарифной политике регулятор обычно сокращает тариф пропорционально сокращенным расходам. Для решения этой проблемы Минстроем России и был разработан соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации. Документ предусматривает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих основы ценообразования в сфере теплоснабжении, водоснабжения и водоотведения. Принятие проекта постановления не потребует расходов средств бюджетной системы Российской Федерации.
Документ вводит понятие цифровой инфраструктуры, используемой РСО в целях производства и реализации услуг по регулируемым видам деятельности. Создаются условия для включения в инвестпрограммы мероприятий по созданию цифровой инфраструктуры. Появляется возможность компаниям сохранять полученную экономию на следующий тарифный период и направлять ее на мероприятия по дальнейшей цифровизации и сокращению издержек.
РИР выступил с просьбой при взаимодействии с Правительством РФ, а также в ходе встреч по теме модернизации ЖКХ, поддержать данные инициативы, направленные на создание экономических стимулов внедрения отечественных цифровых решений.
О компании
АО «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», диверсифицированный холдинг, работающий в энергетике, сфере IT, жилищно-коммунальном секторе. Компания управляет неатомной генерацией Госкорпорации «Росатом», реализует проекты по цифровизации муниципального и регионального управления, модернизации ресурсоснабжения, развития городской среды. Генерирующие мощности компании и теплосети расположены в 16 регионах России, включая объекты ПАО «Квадра», вошедшие в состав компании в 2022 году. Общая установленная электрическая мощность электростанций составляет более 4 ГВт, тепловая – около 20 тыс. Гкал/ч.
Сегодня решения Росатома в сфере цифровизации городской среды, ЖКХ и государственного управления применяются в 100 городах от Мурманска до Сахалина. РИР активно делится реальными кейсами комплексного внедрения цифровых технологий «Умного города» и решениями для перевода в цифровой сервис направлений, обеспечивающих развитие уникальных особенностей территории: туризм, образование, предпринимательская деятельность и др. Города, где реализуются проекты РИР, занимают верхние строчки индекса IQ городов Минстроя России, а проекты и продукты занимают призовые места в авторитетных конкурсах. Одно из наиболее востребованных решений – цифровая платформа «Умный город», которая сегодня включает в себя более 60 сервисов для жителей муниципалитета.
Реализуя накопленный опыт, РИР также оказывает помощь в цифровой трансформации коммунальным предприятиям. Реализация «Цифрового водоканала» представляет собой комплексный проект, предусматривающий поэтапную автоматизацию аварийно-диспетчерской и ремонтных служб, сбытовых подразделений. Экономические и технические эффекты достигаются в том числе за счет различных программных модулей: «Анализ балансов», «Анализ режимов», «Заявки», «Обходчик-контролер», «Центральная панель».
Программный комплекс «Цифровое теплоснабжение» включает программные модули трех направлений.
Первые помогают автоматизировать и повысить эффективность бизнес-процессов ресурсоснабжающей организации.
Вторые – повысить эффективность потребления ресурсов непосредственно у потребителей, в том числе в школах, детских садах, больницах и других учреждениях.
Третье направление – предоставление органам власти возможности получать информацию о работе предприятий РСО на территории. BI-система с дашбордами помогает ответственным лицам видеть критические инциденты и жалобы от населения.